РИСКУЯ ЖИЗНЬЮ
Раздел, посвященный женщинам, для которых благородная цель стала важнее собственной безопасности.
ДЕВУШКИ В ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ
Существует мнение, что военная журналистика - не женское дело. Женщины физически не подходят для полевых съемок, опасных непредвиденных ситуаций, вооруженных конфликтов. Их удел — коня на скаку ловить, в горящую избу поминутно бегать, рожать детей и писать об этом на женских форумах. Вот только журналистки ежедневно доказывают обратное: берут камеру и микрофон в свои хрупкие, неприспособленные для военной съемки руки и отважно отправляются в "горячие точки", чтобы раскрыть миру глаза на жестокую правду.
Журналистки в экстремальных ситуациях
ОДНА ПРОТИВ ВСЕХ
О журналистской и правозащитной деятельности Анны Политковской в Чечне
Дина Гордеева
Автор
Для нее никогда не было невыполнимых задач и непреодолимых трудностей, она всегда была верна себе и своим взглядам, не останавливалась ни перед чем и ничего не боялась. Всегда выбирая мир, а не войну, Анна Политковская была сторонницей введения международных миротворческих сил в Чечню. Она поехала в новую «резиденцию» Рамзана Кадырова, чтобы, преодолев вооруженные толпы и смертельно опасные ситуации, взять у него интервью, прождав почти весь день.
Летом 2004 года ей удалось пробраться в крепость Кадырова, первого вице-премьера правительства ЧР по силовому блоку и капитана милиции, но ждать его появления пришлось долго. Оказалось, что в Грозном поговорить с ним невозможно — Рамзан постоянно находится в Гудермесском районе, в селении Центорой, куда фактически перенеслась чеченская столица. Он явился, когда стало темно, (а на улицах — еще опаснее) с огромной толпой вооруженных людей. Многие из них позже вмешивались в интервью, в жестких и агрессивных тонах комментировали разговор. Это интервью выдалось не самым приятным, и Политковская была рада тому, что хотя бы ночью ей удалось вернуться назад в Грозный. Толпы боевиков, тонны видимого оружия, крайне агрессивные и порой бешеные ответы Рамзана Кадырова на вопросы и совсем недоброжелательные реакции военных на журналистку — все это выдержит не каждый. Но она смогла.

Наконец терпения не осталось, я встала и пошла вперед, была не была. Конечно, слезы не просто душили — они уже придушили. Конечно, ждала очереди в спину. Хохочущая вооруженная толпа грохотала вслед — они тоже пошли.
— Анна Политковская
Прохоров писал о качествах журналиста, о том, что он «должен обладать и определенными физическими данными, выносливостью, работоспособностью, особенно необходимыми в экстремальных условиях, готовностью переносить лишения»*, и Политковская — прекрасный тому пример. Даже после таких испытаний в профессии, после угроз и слез отчаяния, осознания своего бессилия и невозможности «мирного» исхода, она не сдалась. И осталась одной из лучших в своей профессии, женщиной, которая оказалась сильнее многих, журналистом, чей профессионализм останется для многих на недостижимой высоте.
*Введение в теорию журналистики/ Е. П. Прохоров — 8*е изд.— М.: Аспект Пресс, 2011
ЖУРНАЛИСТКИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
БОРЕЦ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Видеть смерть и не сломаться
Дарья Колупаева
Автор
СМИ пишут: война, жертвы, насилие. «Столько погибло, столько ранено», — мы привыкли читать это как новость: открыл страничку, пробежал глазами и перескочил на следующую. На погибших мы смотрим как на статистику и принимаем навязанное средствами массовой информации мнение.

Марина Ахмедова - журналист и писатель, которая не хочет смотреть на события как на простую информационную сводку. Вдобавок она военный корреспондент, которая приезжает в зоны конфликтов и живет с людьми под обстрелами и бомбежками. Почему я решила взять для рассмотрения именно ее? Потому что ее тексты заставляют сопереживать. Потому что у нее есть дар слова. Потому у нее есть амбиции. Потому что она помогает людям.

Ахмедова выполняет прямую обязанность настоящего журналиста — говорить о том, что происходит здесь и сейчас. В любой ситуации она участвует как наблюдатель. Это позиция трактуется как «позиция ноль»: «журналист должен быть честным, беспристрастным и смелым при сборе, изложении и комментировании информации»*.
«Попадая в ситуацию, я в ней живу, забывая о том, кто я, откуда приехала, какие дела, кроме этого, меня ждут, я полностью включаюсь в ситуацию как ее элемент. Все происходит естественным образом. Я не могу объяснить, как».
— Марина Ахмедова из интервью "Частному корреспонденту"
Как она выбирает темы, на которые хочет писать? Почему Дагестан, Донецк, Луганск, психбольницы, притоны наркоманов? Есть ли у нее авторитеты? Как пишет В. В. Ворошилов: «Выбор темы и поиски адреса, оценка поведения героя или характера … здесь обязательно проявляется отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. И в этом смысле проявляется профессиональная журналистская мораль»**.

"Я, вообще-то, никому не бросаю вызовов, подбирая темы. Я их бросаю, когда пишу — тем, как я пишу, а единственный для меня авторитет — вымышленный герой 509-й из «Искры Жизни» Ремарка. Это заключенный концлагеря, который, не геройствуя, пытался жить и поступать, как человек. Просто, как человек, даже не с большой буквы. Я мечтаю, чтобы люди были такими".
Северный Кавказ — самый нестабильный район нашей страны. У Марины существует целый цикл работ, посвященный жизни в горах. Для нее Кавказ — «это мини-версия России, в которой представлены все российские недостатки и пороки». Взрывы, убийства, спецоперации, похищения, пытки — обычный новостной фон республики. Кажется, что к женщинам в журналистике относятся с какой-то недоверчивостью, тем более, когда она приезжает в горячие точки. Марина не меняет своих принципов, остается сама собой.

К ней предвзято относятся: «Девушка, наверное, с Москвы. А в Москве они - с другой планеты». («Лучшая собака на Земле. У кого в Донбассе хватает гуманизма для животных») Ей угрожают.
"…после публикации мне позвонил незнакомый мужчина и сообщил, что название репортажа ему неприятно. — Мы сейчас у входа в вашу редакцию, – сказал он. — А вы — это кто? — спросила я.— Мюриды шейха Хурикского. Спускайтесь к нам быстро». (из репортажа «Село, мечеть и смертница») Боятся ее слов: «Я согласился с тобой говорить, — произносит чиновник из администрации президента, по-чеченски растягивая слова, когда мы быстрым шагом идем по проспекту Путина, — но это не значит, что я согласился на диктофонную запись. А если у тебя ее отберут в аэропорту? — К тому времени я ее сотру. — А если тебя будут пытать? Ты меня выдашь, — серьезно говорит он".
«Мозг Чечни. Анатомия братской республики»
Другой цикл - репортажи с Украины. Эти материалы она составила в сборник «Уроки украинского», который в августе 2015 года был внесен в список запрещенной литературы на территории Украины. Писала ли Марина что-то пропагандистское? Разве что идеи добра, гуманизма и абсурдности войны. «Маленькая родина. Во что верят родители погибших в Донецке детей» — описана боль родителей, чьих детей обстреляли, когда они играли в футбол.
Рука — вся до кости. А животик смотрела — вроде целый. И ноги целые у него были, он же в джинсах был. Я ему кремовый костюм купила, одели его в морге. Лежит он у меня, как жених. Светленькое все на нем. И гроб — бирюзовый. Похоронили — не обидится. А какая мечта у меня? Дитя чтоб вернули, — смеется. — Вот мечта у меня. Дитя чтобы верну-у-у-ли… Но они возвращаются в чем-то там — в дождике или в снеге. Значит, там они нужнее. Нужнее, чем мы. Ну-ну. Нужнее, значит.
Мать погибшего Данила
«Хорошая репортажная сцена должна содержать диалог. Диалог — это передача значимого для конфликта общения героев репортажа...»***, — пишет Алеся Лонская. У Ахмедовой передают реакцию героев на слова других. Например, «Лучшая собака на Земле. У кого в Донбассе хватает гуманизма для животных» — самый трогательный из репортажей, который вызывает одновременно веру, злость и негодование. История о том, как хозяин привязал собаку к будке, а сам уехал с семьей в другой город, оставив питомца погибать в обстрелянном Дебальцево.

« — Вы Александр Лепихов? — Да. — У вас была белая собака? — Да. — Когда вы ее в последний раз видели? — Тем летом. А вы знаете, ребята, что война ж. Нам надо было срочно уехать. Собака осталась. У нас трое детей. На нее в машине не хватило места. — А если бы у вас был четвертый ребенок, вы бы его тоже оставили потому, что места нет? — А как вы считаете? Ребенка бы я не оставил. — Ваша собака вас год ждала. Вчера она сильно плакала — перед тем как умереть, — говорю я. — Мы только что ее похоронили. — Мне жаль. Я вам сочувствую. — Ты нам, гнида, сочувствуешь? — вздрагивает Саша».

Репортаж состоит также из деталей, например: «На одном манекене ярко-зеленый хиджаб. На другом – фиолетовый со стразовой заколкой-полумесяцем. На третьем – коричневый со звездой. — Хотите примерить? — ласково спрашивает девушка. — Вам пойдет, — уговаривает она, а когда я ухожу, щебечет мне в спину, — Сестра, ты все равно скоро вернешься» (из репортажа «Хиджаб раздора»).
В репортаже должно быть действие. Марина встречает разные судьбы: она беседует с женщиной, которая знала смертницу, взорвавшейся в московском метро. Беседует с жителями дома, которые живут на грани жизни и смерти. С чиновниками из администрации, которые рискуют своей жизнью, рассказывая Марине подробности дела. Ахмедова поднимает проблемы личности. Как остаться человеком, когда война? «Заведующий домом жизни. Как уживаются любовь и смерть в донецком хосписе» — репортаж о тридцатипятилетнем заведующем Виталии Витальевиче Фролкове, который спасает в Донецке жизни больным и брошенным. При том условии, что медикаментов в больнице нет.
В истории своих пациентов Фролков права не имеет погружаться глубоко. Иначе его надолго не хватит. Но та женщина из четвертой палаты слишком хотела жить… После манипуляции у больной прояснился взгляд, она успела сообщить Фролкову, что ей сделалось лучше, и умерла — на его руках. Сразу. Смерть больной заставила Фролкова пережить три смены настроений. «Потерять человека именно так!» — с удивлением подумал он, еще не опуская рук. «Появился шанс, и не получилось!» — удивление сменилось досадой. «Надо было проконтролировать все. Дать указания четче!» — повторял про себя он, когда им уже целиком и полностью овладело разочарование.
— Из репортажа Марины Ахмедовой
Все свои материалы Марина выкладывает на свою страничку в «Facebook» и ведет открытые дискуссии. Нередко Марину обвиняют в том, что ее спонсируют и она пишет под заказ. Согласно «Декларации принципов журналиста», «умышленное искажение фактов и получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала является серьезным правонарушением, которое преследуется законом»****. Своими материалами Ахмедова доказывает, что обвинения не обоснованы: «Наверное, я во всем звучу цинично, просто там, где можно сказать правду, мне нравится ее говорить. А правда, по моим наблюдениям, чаще звучит циничней лжи».

Что главное для журналиста? То, чтобы аудитория его услышала и не осталась равнодушной. Наверное, после таких поездок человек меняется. Мне кажется, он выносит для себя какие-то истины и пытается донести их до населения. Помогают ли ее материалы понять, что жизнь - ценнее всего на свете? «Был репортаж "Собаки, улетающие в рай". Единственный мой репортаж, когда я плакала. После его публикации я получила много писем. Основной их смысл — "А я раньше пинал дворняг, я ж не знал. Теперь не буду". "Теперь не буду" — на мой взгляд, гораздо важнее, чем помощь одной конкретной собаке, что, впрочем, тоже важно».
О чем она мечтает?
1
"Я хочу, чтобы молодые и не молодые люди не вымирали от дешевых наркотиков. И я буду писать об этом, доказывая государству, что эти люди - не лишние люди в нашей стране. И старики в вымирающих деревнях - не лишние люди. Они нам нужны".
2
Я бы собрала всех своих друзей, мы бы приехали в школы и проводили там открытые уроки для детей – о ценности жизни. Каждой жизни. Мы бы показывали хронику из концлагерей, животных, покалеченных человеком. Особенно собак, потому что у них очень пронзительный взгляд.
3
Я бы приучала к доброте, которая на Кавказе является признаком слабости, и к терпимости, которой на Кавказе и вовсе нет.
На мой взгляд, такая позиция неравнодушного человека и репортера в полной мере подтверждает тот факт, что Ахмедова — настоящий, профессиональный журналист, которая показывает правду жизни и борется за справедливость. Благодаря ее работам, я начинаю смотреть на мир немного по-другому. Как сказала сама Ахмедова: «моя профессия — журналист. Если я чьи-то интересы и обслуживаю, то только простого народа».
* Лазутина Г.В. «Профессиональная этика журналиста», 2000
** Ворошилов В. В. «Журналистика», 2015
*** А. Лонская «Репортаж. От идеи до гонорара», 2015
**** Международная декларация принципов журналиста Международной Федерации Журналистов
журналистки в экстремальных условиях
Тавакуль Карман
Создательница движения "Журналисты без цепей". Работала в Йемене во время боевых действий. Лауреат Нобелевской премии мира.
Намджил Сангаджиева
Автор
Женщина… Она может, наверное, все: от воспитания детей до работы в экстремальных условиях. Дело лишь в ее приоритетах. Но арабская женщина Тавакуль Карман смогла все: воспитала троих детей, поучила нобелевскую премию мира, докторскую степень, создала правозащитное движение «Журналистика без цепей».

В 2005 году она совместно с семью другими женщинами создает правозащитное движение «Журналистки без цепей» («Женщины-репортёры без границ» — официальное). Это движение регулярно публикует отчеты о нарушениях прав человека и широко пропагандирует свободу для средств массовой информации. В настоящее время опубликовано более 50 случаев притеснения и ограничения прав СМИ. С 2007 по 2010 годы Карман совместно с участниками движения неоднократно организовывала акции протеста и сидячие демонстрации на Площади Свободы в Сане перед зданием правительства. Она также подвергалась политическим преследованиям за свою активную позицию по продвижению демократии. Например, в январе 2011 года она на короткий срок была арестована за якобы ведущую роль в организации незаконных протестов и подстрекательстве к беспорядкам в Йемене.
Женщины должны перестать быть или ощущать себя частью проблемы — мы должны стать ее решением. Долгое время мы были оттеснены, но теперь настало время отстоять свои интересы и занять активную позицию, не спрашивая ни у кого разрешения или одобрения на это. Это — единственный путь, на котором мы сможем отдать должное нашему обществу и позволить Йемену реализовать свой великий потенциал
— Тавакуль Кармаан
Тавакуль Карман

В разных странах функции журналиста воспринимаются по-разному. В таблице представлены результаты опроса об обязанностях журналистов в разных странах мира, а именно содействие социальным изменениям(А) и мотивированию аудитории(Б) (в % от числа респондентов, назвавших функции значимыми и очень значимыми, N=1185)
Таким образом, респонденты нестабильных или развивающихся стран в большей степени уверенны, что журналист должен содействовать социальным изменениям. А респонденты развитых или стабильных стран в меньшей степени уверенны, что журналист обязан это делать.

Действительно, а нужно ли менять что-то обществе, если там и так все замечательно? Зачастую именно в экстремальных условиях рождается настоящая журналистика. Часто люди, не имеющие каких-то материальных благ, стабильной работы, и мирного неба в большей степени осознают свою социальную роль. Это зависит не только от условий, которые диктует им жизнь, но и от собственных убеждений.
Над проектом работали: Колупаева Дарья, Сангаджиева Намджил, Гордеева Дина
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website